Состав брестской области - Брестский облисполком - Лидеры профсоюзных организаций Брестской области, входящих в состав Федерации профсоюзов Беларуси, 7 октября проведут встречи с трудовыми коллективами предприятий региона

При формировании правового общества важное место принадлежит разрешению этно-национальных проблем. Такие проблемы существуют не только у сформировавшихся наций и народностей, но и у субэтносов, в частности, у специфических этнографических групп. Каждый человек относится к определенному этносу субэтносу и в правовом обществе, наряду с общими общечеловеческими правами, должен обладать правом удовлетворения своих этно-национальных потребностей не в ущерб представителям других этносов.

Удовлетворение таких потребностей во многом зависит от той информации об этносе, которая известна общественности. Этносы и субэтносы разные, неодинаковые у них и этнонациональные потребности. Остановимся на одном регионе, который характеризуется значительной этно-национальной спецификой.

Регион этот - Брестско-Пинское Полесье. В настоящее время основная его часть входит в состав Брестской области БССР, части его находятся в составе Ровенской и Волынской областей УССР и Белостоцкого и Бяльско-Подляшского воеводства Польши. Рассмотрим этно-национальные особенности данного региона в разных аспектах. Прежде всего приведем данные официальных переписей и исчислений, ставивших целью отразить национальный состав населения региона.

Территория этих уездов в основном соответствует Брестско-Пинскому Полесью. Учет населения проводили священники в своих приходах. Собранные материалы обработаны и опубликованы М. Согласно полученным данным, коренное население указанных четырех уездов по его "племенной" национальной принадлежности распределялось следующим образом: Данные этой переписи обработали и частично дополнили П.

Зеленин , П. Зеленин коренное население указанных четырех уездов отнесли к этнографическим группам малороссиян. Батюшков отнес к белорусам население, записанное по М. Лебедкину белорусами, великороссиянами, литовцами, ядвягами, бужанами, а к малороссиянам -записанных малороссиянами и частично поляками.

Коялович к белорусам отнес население, записанное великороссиянами, литовцами, ядвягами, бужанами и частично в Брестском и Кобринском уездах белорусами, к малороссиянам - записанных малороссиянами, белорусами в Пинском уезде , поляками частично.

Данные российской военной статистики за г. Риттиха, те же уезды Брестский, Кобринский, Пружанский, Пинский , мужское население: По Брестскому миру 3 марта г.

По официальным статистическим данным того периода, коренное православное население рассматриваемого региона отнесено к украинцам. ВЦИК РСФСР аннулировал Брестский мир. Брестско-Пинское Полесье оккупировала Польша. Брестско-Пинское Полесье вошло в состав Польши.

Приводим данные польских переписей. Лунинецкий, Пинский, Пружанский, Столинский уезды Полесского воеводства: Брестско-Пинское Полесье вошло в состав БССР и частью в состав УССР. В этом же году проведена перепись.

Материалы ее не опубликованы. Но в народе сохранились воспоминания о ней, поскольку при ее проведении, в отличие от других переписей, о национальном самосознании спрашивали конкретно каждого человека или хотя бы главу семьи.

По рассказам старожилов, во время этой переписи в большинстве сел южных районов современной Брестской области БССР и в ряде северных районов Волынской и Ровенской областей УССР многие записались белорусами и в то же время многие - украинцами. Как сообщают старожилы, нередко к разным национальностям отнесли себя члены одной семьи, родители и дети, родные братья и сестры. Немецкие власти большую ее часть административно отнесли к Украине, меньшую - к Белоруссии.

Брестская область

Соответственно коренное население отнесли или к украинцам в "украинской" части , или к белорусам в "белорусской" части. В части региона, вошедшей в состав УССР, в первые послевоенные годы официально значилось много украинцев и в то же время много белорусов.

В е годы к украинцам официально относили уже большинство коренного населения. Исключение составляет Ракитянский район Ровенской области, где по данным послевоенных переписей, значительная часть коренного населения продолжает относить себя к белорусам. Приведем данные послевоенных переписей по административным единицам, в состав которых вошло Брестско-Пинское Полесье.

Брестская область БССР, г.: В Волынской области украинцы составляли: Соответственно в Ровенской области: Белорусы в Ровенской области составляли: Мы привели данные официальных переписей и исчислений о национальном составе населения Брестско-Пинского Полесья в разные годы, начиная с середины XIX в.

Они отражают распределение населения по официальной национальной принадлежности или официальной национальности. Остановимся теперь на особенностях этнического самосознания коренного населения рассматриваемой области. Ограничимся рассмотрением самосознания населения основной, среднеюжной части Брестско-Пинского Полесья, которое представляет отдельную этнографическую группу субэтнос.

Будем условно называть эту группу - берестюки-пинчуки. Выводы сделаны на основании записей многочисленных сообщений старожилов, которые родились в годы XIX - начало XX в.

Такой хронологический срез примечателен следующим. Большинство местных жителей были или неграмотны, или имели полное, либо неполное начальное образование, то есть они испытали малое влияние новой книжной культуры. В связи с этим они ориентировались прежде всего на старую этническую традицию.

Припять, ее протокам и Днепровско-Бугскому каналу. Многие служили в армии. Последние обстоятельства способствовали расширению этногеографического кругозора. Заметим, что основная масса коренного населения рассматриваемого региона исповедовала православие.

В качестве самоназвания для берестюков-пинчуков служил этноним руськие. К руським относили восточных славян. Всех руських берестюки-пинчуки делили на несколько групп. Местные руськие, наши люди, - это берестюки-пинчуки, коренное население средне-южной части Брестско-Пинского Полесья.

Выделение самих себя в особую группу было весьма чётким. Но конкретного этнонима для самих себя в принципе не было.

Национальный состав населения Брестской области

Существовали этнонимы загородцы, берестюки, пинчуки, но они были мало употребительными. Наиболее близкими к своей группе считали волынцев и полисцев о них см. Жители Понёманья, расположенного севернее Брестско-Пинского Полесья, берестюков-пинчуков, волынцев и значительную часть полисцев обозначали этнонимом гидуны. Полисцы или руськие Полисья - жители области, расположенной к юго-востоку от низовьев Горыни в сторону Киева.

Хацюны или литвины - жители основной части нынешней БССР и прилегающих районов ряда области РСФСР и УССР. Основной признак "цекающе-дзекающие" говоры. Россейцы - это великорусы, основной этнос России. Иногда их называли кацапами, но этот этноним считался невежливым. Австрийцы - украинцы Галиции, Буковины, Закарпатья эти области входили в состав Австро-Венгрии. Немногим были известны другие группы: С х годов стала широко известна Карпатская Русь Закарпатская Украина.

Руськие, то есть восточные славяне, входили в более крупную общность. Многие берестюки-пинчуки знали, что существуют такие народы, как болгары, сербы, чехи, не говоря уже о поляках, знали, что все они, как и руськие, этнические родственники, что все они славяне.

Руськие, как этническая общность, имели свои "атрибуты", к которым, в частности, относятся следующие. Старой этнической столицей считался Киев. Самые известные горы - Карпаты. Самое известное море - Черное море. Основная славянская водная артерия - Дунай, местная водная артерия - Трипять так называли Припять. Для старобелорусского и староукраинского языков существовало общее название - старинный руський русский язык.

Графика этих языков позволяла читать тексты на них в разных регионах Белоруссии и Украины с учетом местного произношения. Грамотность была распространена на русском языке. Современный русский литературный язык нередко называли новым руським языком в отличие от старого руського языка. На традиционное самосознание оказывали влияние: Рассмотрение этих процессов заслуживает специального исследования. В этнонациональном самосознании берестюков-пинчуков этнический фактор продолжает играть существенную роль.

Поэтому остановимся еще на современной этнической структуре населения рассматриваемого региона. Основным признаком современных этнографических групп и подгрупп в Брестско-Пинском Полесье является тип говора наряду с особенностями материальной и духовной культуры и под. Поэтому в основу этнического деления рассматриваемого региона положим различия по говорам. Определим приблизительную численность отдельных этнографических групп и подгрупп.

К коренному населению Брестской области отнесем следующие группы: Получим цифру тыс. В Брестской области сельсоветов включая поселковые и городские Советы, имеющие в своем составе сельские населенные пункты. Это усереднённая цифра численности коренных жителей, проживающих в одном сельсовете, а также выходцев из этого сельсовета, проживающих в городах и городских поселках области, и их потомков.

Число сельсоветов, расположенных в пределах ареала расселения этнической группы умножим на 5 тыс. Получим приблизительную численность населения данной группы. Таким образом мы определим численность всех групп области. Все цифры округляем с точностью до 1 тыс. Теперь приведем сведения об этнографических группах и подгруппах Брестской области.

Кроме таких сведений, как районы расселения, численность, приводим сведения о говорах. Сведения эти не представляют собою описание отдельных диалектных особенностей. Мы приводим перевод на отдельные говоры фразы "он будет ходить в лес" и, кроме того, слова "день, небо, весна, камень, сын, зять". В этих переводах будут отражены основные фонетические особенности говоров.

Перевод одних и тех же слов даст возможность данные говоры сопоставить. На этой территории расположены города и городские поселки: Брест, Пинск, Кобрин, Белоозерск, Высокое, Дорогичин, Жабинка, Иванове, Каменец, Столин, Антополь, Домачево, Логишин, Речица. По особенностям говоров среди берестюков выделяются подгруппы, основные и периферийные. К основным группам относятся среднезагородцы ок.

Оброво Ивацевичского района; ок. Столин и близлежащие населенные пункты; ок. Носители говоров переходных между брестско-пинскими, с одной стороны, севернобрестскими и восточнополесскими, с другой, верхнеясельдцы, лунинцы, бережновцы, бобриковцы. Верхнеясельдцы заселяют верховья р. На их этнической территории расположены города Береза и Пружаны.

Лунинцы заселяют несколько деревень Лунинского сельсовета Лунинецкого района. Бережновцы живут в ряде деревень Столинского района Бережное, Ольпень и др. Бобриковцы живут в ряде деревень Бобриковского сельсовета Пинского района. Носители севернобрестских и восточнополесских говоров - северные берестюки среди них выгоновцы, надпущанцы, вичинские поляне и восточные полешуки среди них городчуки.

Заселяют районы, расположенные севернее и восточнее ареала берестюков берестюков-пинчуков. На территории их расселения расположены города и городские поселки: Лунинец, Давид-Городок, Микашевичи, Телеханы, Шерешево.

Общая численность - ок. Основной ареал этой группы - Гродненская область. Заселяют также северную часть Брестской области. Здесь расположены города и городские поселки: Барановичи, Ганцевичи, Городище, Ивацевичи, Коссово, Ляховичи, Ружаны.

Белорусы - выходцы из других областей - ок. Украинцы - выходцы из УССР и их потомки - ок. Этнические поляки - ок. Фёдор Климчук Кандидат филологических наук Института языковедения АН Республики Беларусь. Этническая структура населения Брестской области к вопросу о "скрытых" этносах При формировании правового общества важное место принадлежит разрешению этно-национальных проблем.

Волынцы - жители коренные Волыни без ее северных районов. Украинцы - основное население центральной, южной и восточной Украины. Козаки - русские и украинские казаки Дона, Кубани и других регионов.

Всех руських берестюки-пинчуки делили на несколько групп.

Количество ночей выбрать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Жители Понёманья, расположенного севернее Брестско-Пинского Полесья, берестюков-пинчуков, волынцев и значительную часть полисцев обозначали этнонимом гидуны. При формировании правового общества важное место принадлежит разрешению этно-национальных проблем.